Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа

Ссылки
Экспорт новостей
Реклама на сайте

Информация по турам в Ленинградской области

[ 20.04.2010 ]

Тихвин – воскресный город

Вопреки традиции, свою машину мы оставили у станции метро «Московская» и погрузились в старенький автобус. На обратном пути мы пожалеем об этом решении. Впрочем, впечатлений от самого городка это не испортит

Всего около пяти часов (на машине – быстрее), и мы в Тихвине – древнем городке на северо-востоке Ленинградской области. Первые упоминания о Тихвине относятся к 1380-м годам. Город развивался за счет отличного расположения – на пересечении торговых путей. В шестнадцатом веке Тихвин уже вполне знаменит.

Именно во второй половине шестнадцатого века, по распоряжению Ивана Грозного, в Тихвине появляется Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь – самая значительная достопримечательность города, а заодно и одна из главных целей нашей поездки. Пожалуй, впервые я с таким удовольствием гуляю по монастырю, не чувствуя отторжения, которое неизменно вызывают у меня все объекты религиозного культа.

На редкость удачного экскурсовода хочется слушать, и все вокруг – очень красивое. Много фотографируем. После основной программы лезем на колокольню – оттуда фантастические виды на монастырь и подтопленный паводком Тихвин. Опять много фотографируем и фотографируемся.

Спустившись с небес на землю, я остаюсь гулять по монастырю, а Ксения с терпением, достойным лучшего применения отстаивает огромную очередь к иконе Тихвинской Богоматери. Я посмотрел на возвращенную святыню с нескольких шагов, но без очереди. Думаю, ничего не потерял. Зато нашел другую икону – вездесущего Серафима Саровского, буквально преследующего нашу семью. Ноги сами принесли меня к его лику. Я довольно долго смотрел на Серафима и отчего-то подумал, что какой-то у него нос некрасивый.

На душе, как ни странно, стало легче от этой мысли. Я зачем-то подмигнул Серафиму и отправился в трапезную.

ДА! Мы действительно обедали в самой настоящей трапезной. Правда, монахов так и не видели – они обедали позже. Зато неплохо покушали. Давали щи, рыбу в яичном кляре, компот. А еще был кагор. Обычно я не люблю кагор, но отчего-то было в охотку. Заботливые матушки принесли с запасом, и мне досталось целых два стаканчика. Хорошо, что без машины. Монахам повезло – все было очень вкусно. За обедом мы много шутили и вообще – вели себя, как мне показалось, вызывающе. Но хозяева отнеслись с пониманием и анафеме нас не предали!

Когда мы выходили из монастыря, к нам с Ксенией подошел монах и подарил по календарю. Шок наступил уже вечером, в автобусе, когда мы развернули сверток и увидели изображение… Александро-Невской Лавры.

Из монастыря пешком отправились смотреть дом, в котором вырос композитор Римский-Корсаков. Дом находится прямо на берегу Тихвинки. Внутрь нас не пустили – там бедлам, связанный с разливом реки. Все ценные экспонаты спрятали, чтобы не попортились от возможной воды. Вид с балкончика дома Римских-Корсаковых – прямо на Монастырь. Сумасшедший вид, а сотню лет назад – наверное, было еще краше. Кстати, сам великий композитор бывал здесь в весьма юном возрасте, когда гостил у родителей. Как сказал наш экскурсовод, «они жили в этом музее». Вдоволь посочувствовав предкам маэстро, мы с еще несколькими ребятами отбились от коллектива и отправились на кладбище – смотреть не открыта ли тамошняя церквушка. Последняя оказалась закрыта и туго затянута лесами. Зато получили еще несколько хороших фотографий, а я – отдохнул от «остального автобуса». Если честно, терпеть не могу экскурсионные группы. В нашей машине есть семь мест – для меня это предел количества соучастников практически любого путешествия.

Но мы вынуждены вернуться в автобус. Впрочем – ненадолго. Всего за несколько минут доезжаем до главной площади Тихвина, где имеем «свободное время» – гуляем, идем в магазин за провиантом, любуемся живым городом и отчаянно фотографируем практически всё подряд.

В час назначенный возвращаемся в автобус, и он несет нас в очередной монастырь. Он какой-то странный – огромные территории, крошечный храмчик, куча скамеек (которые я отчего-то начинаю фотографировать) и странноватая беседка-часовенка на берегу, куда паломники принесли столько икон и иконок, что ими сплошняком покрыты все углы, отчего часовенка напоминает кабину автобуса номер сто тридцать шесть.

Сфотографировались на фоне нее всем стадом и поспешили назад в автобус. Вот тут-то и пришло понимание того, что нужно было все же (хоть и пожертвовав монастырским кагором) ехать на своей машине. 220-километровый путь занял у нашего транспорта более пяти часов. К тому же, доставил он нас обратно к метро «Московская», а сами – мы бы срулили к дому прямо с Мурманского шоссе, сэкономив минимум часа четыре. Плюс тот час, что мы добирались до автобуса утром – пять часов из двадцати четырех, почти 20% экономии. А если считать от «рабочего дня» – то и того больше.

Впрочем, даже если бы пришлось идти из Тихвина пешком, сам городок в этом ничуть не виноват. Он прекрасен, хоть и порядком заброшен. По сути, Тихвин – это два города. Первый – древний, с деревянными домиками. Второй – типично советский. И если «новая» часть – довольно обычная для ленинградского захолустья, то «старая» – очень примечательна по своей архитектуре. Во-первых, окна первых этажей находятся очень высоко – на уровне вытянутой вверх руки. Я предположил, что это связано с частыми разливами Тихвинки, хоть и не верится, что она может подняться настолько. Впрочем, вполне возможно, что есть и какие-то другие причины. Кроме того, нигде прежде я не видел такого количества деревянных двухэтажных домов. Это и квартирные дома, и общественные здания, и магазины. Ощущается это все непривычно, даже притом, что деревянных домов много и в нашем Всеволожске.

А еще – в Тихвине делают очень вкусный хлеб. На вид он какой-то подозрительно серый, но когда попробуешь – не оторваться. Особенно, если успеешь купить до дня – пока горячий! Правда, об этом я узнал в прошлую поездку, когда мотался по делам в Бокситогорск (это почти сразу за Тихвином).

А еще в Тихвине у Екатерины Второй украли шубу. Это, разумеется, очень обидело императрицу – никогда прежде у нее ничего не крали в России. Впрочем, хочется надеяться, что за прошедшие сотни лет тихвинцы исправились. У нас, по крайней мере, ничего не пропало. Кроме, разумеется, некоторой хандры, какая всегда бывает, когда нужно проснуться в шесть утра в воскресенье.

Резюмируя, советую всем посетить этот городок, попавший в книжку «1000 мест в России, где стоит побывать». Собственным моим опытом доказано – действительно стоит. В отличие от новгородской области, Тихвин не навязывает тебе какую-то показную религиозность, не выпячивает свои кресты, не грузит монастырскими укладами. Даже в храме чувствуешь себя свободным человеком, отчего невольно относишься ко всему, что видишь, с большим уважением. На машине до Тихвина можно добраться часа за три. В городе можно провести почти целый день – здесь приятно погулять и есть что посмотреть. Очень воскресный город.

Подготовлено по материалам сайта "mikevinogradov.ru"

Погода в Санкт-Петербурге

• Сады и парки Петергофа
  • Дворянские усадьбы и крепости Ингерманландии
  • Путешествие в Псково-печорский монастырь

Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии